Статьи

Отношения ресурсоснабжающей организации (водоканал) с абонентами.

Как выстраивается схема взаимодействия с абонентами по сбору и вывозу ЖБО?

По мнению специалистов РАВВ, решение вопросов о подключении объекта к централизо­ванной системе водоснабжения не может зави­сеть от организации процесса по вывозу ЖБО из нецентрализованной системы водоотведе­ния, равно как и не возможно в данной ситуации заключение типового договора на подключение к централизованной системе водоотведения.

При этом согласно ч. 5 ст. 7 Федерально­го закона «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строитель­ства которых подключены (технологически при­соединены) к централизованной системе водо­снабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотве­дения с гарантирующей организацией либо до­говор с организацией либо до­говор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

 

Реализовать данные положения законода­тельства можно с применением различных до­говорных схем.

Во-первых, абонент может заключить до­говор водоотведения с гарантирующей орга­низацией, которая заключает договор транс­портировки стоков (ЖБО) с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО. По мнению спе­циалистов РАВВ, договор на транспортировку ЖБО должен быть заключен на конкурсной ос­нове. Данная схема представляется наиболее выверенной с точки зрения действующего за­конодательства, так как при этом не нарушает­ся основная законодательная конструкция, при которой абонент взаимодействует только с ут­вержденной органом местного самоуправления гарантирующей организацией, предоставляю­щей услуги в рамках регулируемого тарифа.

Во-вторых, абонент может заключить до­говор с организацией, осуществляющей вывоз ЖБО, заключившей договор водоотведения с гарантирующей организацией. При этой схе­ме взаимоотношений возникает ряд не решен­ных законодательно вопросов.

Федеральная антимонопольная служба, письмом от 2 сентября 2014 г. № АЦ/35194/14 «Об услугах по вывозу жидких бытовых отхо­дов», направленным в адрес Ассоциации, дает следующее разъяснения.

Правилами предоставления услуг по вы­возу твердых и жидких бытовых отходов, ут­вержденных постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, регулируются отно­шения между потребителями и исполнителя­ми в сфере оказания услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, включая вывоз фекальных отходов нецентрализованной ка­нализации.

 

При этом в указанных правоотношени­ях под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать услуги по вывозу быто­вых отходов исключительно для личных, се­мейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской дея­тельности.

 

Таким образом, в случае если стороной в правоотношениях по вывозу фекальных отхо­дов нецентрализованной канализации является гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать указанные услу­ги исключительно для личных, семейных, до­машних и иных нужд, не связанных с осущест­влением предпринимательской деятельности, по мнению ФАС России, к указанным право­отношениям возможно применение положений постановления Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставле­ния услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов».

Таким образом, услуга по вывозу ЖБО из многоквартирного дома может рассматри­ваться, как жилищная, и начисление платы бу­дет происходить исходя их занимаемой общей площади жилья.

 

Из вышесказанного можно предположить, что объем, приходящийся на каждого абонента можно рассчитать исходя из объема выгребной ямы, куда сливают ЖБО жильцы МКД и общей площади МКД.

 

Если же МУП «Водоканал», являясь га­рантирующей организацией, будет заключать с абонентами договор водоотведения, то в этом случае у водоканала должен быть установлен тариф на ЖБО и для данной категории домов должен быть установлен норматив на водоотве­дение, согласно которому и будут начисляться платежи.

 

Кроме того согласно последним разъясне­ниям Минприроды России письмо от 13.07.2015 № 12-59/16226 «О рассмотрении обращения» отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объек­ты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законо­дательства. В случае если такие фракции уда­ляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса РФ и их следует считать жид­кими отходами, дальнейшее обращение с кото­рыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Может ли быть установлено ограничение поставки ресурса при задолженности транзитной организации?

Согласно ст. 12 закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ органы местного самоуправления должны определить гарантиру­ющую организацию на централизованных сетях водоснабжения и водоотведения. Гарантирую­щая организация обязана заключить договоры водоснабжения/водоотведения со всеми або­нентами на территории данного муниципально­го образования, а так же с предприятиями ОКК, эксплуатирующими отдельные объекты центра­лизованной системы водоснабжения и водоотведения. Понятие «субабонент» не применяет­ся в условиях действующего законодательства. Так п.п. 5-6 ст. 12 № 416-ФЗ гласят, что орга­низации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водо­снабжения и (или) водоотведения, обязаны за­ключить с гарантирующей организацией, дого­воры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В этом случае, проблема ограничения поставки ресур­са (или отключение должника) для транзитной организации действительно существует.

 

Однако необходимо помнить, что в данном случае договорные отношения в части оплаты услуг носят взаимный характер: с одной сто­роны гарантирующая организация оплачивает по договору транзит, а с другой - транзитная организация оплачивает воду, потребленную на собственные нужды. Таким образом, воз­никновение задолженности за потребленный ресурс чревато для транзитной организации тем, что гарантирующая организация откажет­ся оплачивать услугу по договору транзита.

 

Если существующую проблему невозмож­но решить путем взаимных расчетов, то при от­сутствии технической возможности отключения транзитной организации без ущерба для других абонентов, решать спорные вопросы необходи­мо в судебном порядке.

Когда необходимо заключать договор транспортировки на водоснабжение/водоотведение при наличии транзитной организации?

 

В соответствии Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (ч. 1 и ч. 4 ст. 12) органы местного самоуправления для централизованной системы холодного водо­снабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Гарантирующая органи­зация обязана обеспечить холодное водоснаб­жение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонен­тов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водо­снабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей ор­ганизации. Следовательно, для определения гарантирующей организации и установления зон её деятельности необходимо руководство­ваться утвержденной схемой водоснабжения/ водоотведения централизованной системы.

Вестник Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

©2016 МУП «Водоканал»

Круглосуточный телефон диспетчерской службы: +7 (48334) 3-25-81 или 05

Телефон приёмной +7 (48334) 3-13-65